Анастасии, Марии и Ростиславу - с благодарностью

Что такое "роза ветров"? Это специальная диаграмма, наглядно показывающая, насколько в данной местности популярны ветры разных направлений. Если Норд дует 133 дня в году, а Норд-Норд-Ост 72, то все это перечислять долго и неудобно, а на схеме все сразу видно.

Так вот, если задуматься над вопросом, в какую сторону дует ветер на рабочем месте контент-менеджера, то такая роза ветров может быть очень удобна. Действительно, глянул на эту КМ-Розу и сразу видно, чем и сколько времени этот человек занят.

А интересующихся может быть по-крайней мере двое. Это заказчик, который платит деньги и хотел бы поточнее сформулировать, за что именно. И контент-менеджер, который хотел бы повысить свою квалификацию, разобраться, чему бы ему стоило еще поучиться, что освоить для того, чтобы быть конкурентным на рынке труда. Ну и, конечно, между собой им поговорить будет удобно с такой КМ-Розой на вооружении. Можно было бы назвать ее и профессиограммой или еще каким-то мудреным словом, но разве это может сравниться с "розой ветров"? Что ж, попробуем ее соорудить.

1      Атомарный контент

Но прежде чем говорить о КМ-Розе, отметим, что все это не касается атомарного контента. Если мы хотим получить просто сетевой магазин и ничего более, то нам нужен всего один человек, который будет просто делать карточки товаров и размещать их в CMS. Все. Элементарно и не нужно тут ничего усложнять.

Но если мы хотим чего-то большего - по смыслу, объему работы, ее разнообразию, то тогда и возникает что-то большее в части занятий контент-менеджера. Какая-то сложность. Роза ветров, одним словом. А если нет такой сложности - зачем ее выдумывать.

Хотя простые решения, надо сказать, могут быть и не самыми эффективными или даже вовсе провальными. Сайт-магазин может не дать нужного объема продаж. Сайт-визитка - не привлечь никого из потенциальных партнеров фирмы. Сайт с набором чудесных продающих текстов и замечательных профессиональных фотографий, да еще и SEO-оптимизированный, и поддержанный сателлитами - но не привлечет никого из потенциальных покупателей. Простота, говорят, хуже воровства. Почему бы это? Кстати, говоря дальше о сайтах, мы, конечно же, будем иметь в виду не только сами по себе сайты, но и все другие архитектурные формы представления контента: форумы, блоги, социальные сети всех разновидностей и форматов.

2      Система координат

С ветрами просто - они всегда дуют с одной из четырех сторон. Конечно, с промежуточными градациями, но все равно, с системой координат все совершенно очевидно. Как быть с этим, когда мы говорим о занятиях контент-менеджера? Оказывается, ненамного сложнее. Подробнее об этом здесь ( http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1463367/ ), а вкратце вот так:

 

 

Схема 1. Система координат для розы ветров контент-менеджера

Часто приходится говорить о том, что контент-менеджер делит свои обязанности с кем-то из смежников. Больше всего – с администратором сайта или копирайтером. Но это сегодня, когда работа в основном идет именно на оси Информация. А завтра? Когда все более важным будет вопрос о том, оправдывают ли себя средства, вложенные в сайт. Тогда активизируется ось Смысл. И, как следствие – Организация. Посмотрим, оправдаются ли эти прогнозы, а пока что посмотрим на КМ-Розу уже более детально.

 

3      КМ-Роза – общий взгляд

Схема 2. Роза ветров контент-менеджера

Оценив общий вид КМ-Розы, перейдем к деталям. По каждой из осей. При этом заметим, что стоит попытаться откладывать в начале оси то, что очевидно, нужно всегда или просто обязательно в большинстве случаев. А по мере убывания всего этого набора - то ли очевидности, то ли обязательности - можно показывать элементы дальше от начала координат. Конечно, это очень условно, но, тем не менее, получится определенный рейтинг мероприятий или направлений работы контент-менеджера.

4      Информация

4.1     Текст

Понятно, это альфа нашей профессии. И тексты нужны в первую очередь всегда. Другой вопрос, что можно писать самому, а можно заказывать, но тексты должны быть подготовлены в первую очередь.

4.2     Изображения

А это уже нужно не всегда. Хотя очень часто. И чем больше, тем лучше, но в меру, определенного чувства композиции страницы или статьи. Обработка изображений, а перед этим, наверное, поиск в личной библиотеке или в Сети, дело специфичное. И разное по глубине: вставить картинки, стереть водяные знаки, отретушировать лица девушек и добиться особых эффектов на меховых изделиях - это очень разная работа. Но все сосредоточена здесь, в этом разделе КМ-Розы.

4.3     Оригинальные объекты

Видео, аудио, живые картинки любых форматов и назначений - все это еще более желательно, чем просто изображения. Для того, чтобы контент жил, дышал. Но и трудно в реализации. И для разработчиков, и для КМ.

4.4     Размещение

Все, что подготовлено само по себе, должно быть еще размещено в CMS. Это тоже труд. Возможно, его следует передавать в руки операторам, но, честно говоря, поскольку это самый ответственный этап, то, наверное, именно контент-менеджер должен это делать и нести полную ответственность за страницу в том виде, какой она приобрела в итоге.

Смежный вопрос - проектирование информационной базы. Тексты и картинки могут быть с точки зрения различных CMSоформлены по-разному. Тут нужно именно спроектировать информационную базу. С запасом, с возможностью развития, но в первую очередь таким образом, чтобы с ней было удобно работать и чтобы она была надежна - ну, требования к информационной базе это отдельный вопрос. Который должен решаться в тесном взаимодействии с админом, конечно, но совместно – это важно.

5      Смысл

5.1     Концепция, видение

Что такое должен быть этот сайт в итоге. Кто-то должен его видеть до того, как начнутся работы. Да, и этот человек именно контент-менеджер, потому что речь идет не о том, как будет выглядеть сайт – это за дизайнером. А сайт как таковой – забота именно контент-менеджера. Это его ответственность и он должен уметь свою концепцию изложить, донести до всех, кто имеет или будет иметь отношение к сайту.

Часто заказчик берет это на себя. А ответственность перекладывает на других – админа, дизайнеров, копирайтеров. В случае неуспеха задумки, конечно.

5.2     Анализ

Концепция была, она была реализована, сайт работает. И что? Это то, что было задумано, оно так работает, как нужно, оно дает тот результат, на который рассчитывали? Ответить на эти вопросы убедительно можно лишь одним способом: с цифрами в руках. С показателями. И это далеко не только число посетителей, статей или откликов. Для сложных объектов контента и набор показателей должен быть соответствующим. Ну, а его анализ – дело нелегкое.

5.3     Программа развития на текущий период

Анализ нужен не для красоты и не для какой-то галочки в каком-то журнале выполненных работ. Анализ нужен для того, чтобы наметить цели на предстоящий период. Конкретные, обычно в паре: значение показателя – что для этого нужно сделать. Конечно, по ходу реализации будет меняться и значение (корректировка плана) и список мероприятий (совершенствование методов работы). Но работа без плана, без программы – это наугад и в расчете на везение. Непрофессионально.

6      Организация

Эта ось, конечно же, наиболее трудно будет восприниматься теми из коллег, кто привык работать в маленьких проектах с ограниченным числом занятых. Заказчик, он же админ, и КМ, он же копирайтер. Да, в таком случае ось вырождается. Но если нам нужно много разного контента? Значит, нужно много разных людей, а людей нужно организовать. А себя организовать не нужно? Если в проекте один исполнитель, он должен составить для себя какой-то план, какое-то расписание, что когда делать? По дням недели, по часам рабочего дня. Это, скажем, на усмотрение заказчика.

6.1     Коммуникации

Скайп, Аська, почтовый обмен. Организация контактов, их регламент. Только в том случае, если в проекте занят один человек, это не нужно. А если двое, то уже как-то нужно определяться с формами, а затем тратить свое время на эти контакты. Очень большой ошибкой было бы считать, что все это само собой разумеющиеся вещи и тут не о чем говорить. Эффективность коммуникаций - и в узком и в более широком смысле - очень важный элемент любой коллективной работы.

6.2     Регламенты, штатное расписание

Это, конечно, громко сказано, но постоянное разделение работ или обязанностей - дело нужное. В том случае, наверное, если число работников больше трех или пяти. Но в каких-то случаях это может понадобиться и в самом начале работы. Физически такого рода вещи можно отражать в контрактах (приложениях к трудовым договорам) или фиксировать в виде памятных записок (меморандумов, писем). Разницы нет, важен принцип. Контент-менеджер должен это сделать. Это его работа – четко разделить работу.

6.3     Организационные инструменты

Органайзеры, сетевые инструменты, программы коллективной работы - речь идет об этом. Возможно, и это покажется кому-то лишним, но, честное слово, видя перед собой рабочий график подчиненного, менеджер чувствует себя намного лучше.

И подчиненный тоже, когда к нему приходит понимание того, что работа в хорошо организованной команде намного более эффективна, дает больше свободы и экономит массу нервов. В конечном счете, кто же против организации? Да есть любители проснуться попозже, когда уже все ушли на работу, выпить чашечку кофе... Нет, если все это в рамках согласованного регламента и работа к оговоренному моменту времени будет готова, то почему бы и нет. Но если менеджеру не известно, когда же его работник будет готов с очередной порцией своих шедевральных текстов, то он от такого работника рано или поздно избавится. Нам это надо?

6.4         СтеПиК (Система текущего планирования и контроля)

Если людей в проекте стало уже совсем много, а их работа взаимно связана, придется формировать систему выдачи, согласования и приема заданий. Ну, и контроля - окончательного и промежуточного. Нет смысла говорить о деталях, они в каждом случае будут совершенно особыми, органично выросшими по ходу реализации проекта, перехода от простых форм работы к более сложным. Но если мы говорим о больших проектах, то как тут без такой системы?

7      Использование КМ-Розы

Ну вот, теперь о самом интересном: этой КМ-Розой можно пользоваться?

Нет, предложенная схема - это еще полуфабрикат. Говорить с уверенностью, что она адекватна реальности, можно будет только после того, как некоторое число реально работающих контент-менеджеров согласятся с ней в общем и целом, чем подтвердят принципиальную верность предложенного подхода. А также уточнят кое-что. Например, добавят видов работ (делений) по осям. Или добавят осей - почему нет. А может быть, не согласятся с предложенными тремя, мол, что-то тут выглядит лишним. Как бы то ни было, без апробации невозможно. Но мы, конечно, не будем дожидаться ее результатов, а попробуем смоделировать будущее использование КМ-Розы, хотя бы той, что изображена выше.

Итак, молодой и энергичный контент-менеджер Евгений (Евгения), прочитав все это и задумавшись о своем будущем как профессионала... Ну, во-первых, напишет нам сюда, что ему в предложенной розе ветров не нравится, что непонятно, что бы он добавил или убавил. Но это для начала. А потом этот контент-менеджер может составить себе конкретную программу повышения квалификации по тем или иным направлениям работы и через некоторое время с полным правом ощутить себя более продвинутым, более подготовленным к таким запросам заказчиков, которые ему еще не встречались. Но, если верить КМ-Розе, могут и встретиться. Ведь в ней отражен реальный опыт того, что есть контент-менеджмент сегодня.

А вот и немолодой, оставивший в поисках хороших сотрудников последние огрызки своих издерганных нервов заказчик. Да, найти качественных исполнителей - это не так просто, как кажется тем, кто видит длинный список желающих за эту работу взяться. За какую именно? И вот наш заказчик, пройдясь с карандашом по КМ-Розе, формулирует - и для себя, и для будущих членов команды - что же по каждой из позиций он имеет в виду получать. В каких объемах, с какой частотой, с каким уровнем готовности - ну, и так далее.

Конечно, потребности заказчиков видны нам хуже, чем потребности контент-менеджеров, но будем надеяться, что и они проявятся рано или поздно. В комментариях к публикациям, на форумах - да мало ли мест в сети, где можно заявить о своей точке зрения.

(0 голосов)
0 5 0

Шпак Юрий Григорьевич (elic)

Автор размещает отдичные материалы - все дельно, просто и с глубоким раскрытием темы. Польза от них очень большая, т.к. на безбрежных просторах рунета подобное хоть и обсуждвется часто, но в таком безалаберном виде и безсистемном виде, что представить себе проблему в целом не просто. В данных статьях, а их на портале несколько, самое ценное - это раскрытие темы в хорошем, последовательном изложении, когда одно вытекает из предыдущего естественным образом и вопросов практически нет. Молодцом, спасибо.

9 декабря в 10:12