Терминология – проблема современного web-райтинга

Здравствуйте, уважаемые web-райтеры! Для начала позвольте мне представиться. Зовут меня Алёна Николаева, я копирайтер-фрилансер и с сегодняшнего дня  совместно с биржей контента Etxt, участниками которой являетесь все вы,  начинаю вести проект под названием «Уроки копирайтинга».

Главной целью данного проекта является обеспечение участников биржи упорядоченным обучающим материалом на тему web-райтинга. Работа нам предстоит большая, ведь мы вместе с вами постараемся пройти весь этот непростой путь - от начинающего автора до профессионального копирайтера.

Почему путь web-райтеров так тернист?

Основной проблемой современного web-райтинга является отсутствие систематизации информации. До сих пор ещё не создано ни одной полноценной обучающей программы, которая бы позволила легко пройти сквозь тернии к звёздам, от самых азов web-райтинга  до его вершин.

Знания многих новичков, середнячков, а иногда и профессионалов, не систематизированы и полны пробелов. Поэтому я постараюсь сгруппировать весь тот объём информации, который  вам необходимо усвоить, и восполнить пробелы в знаниях тех участников нашей программы, которые в этом нуждаются.

Поэтому я прошу вас не относиться скептически к программе обучения, если в наших уроках будет встречаться информация, которая вам уже знакома, – не спешите уходить из проекта, ведь начинать мы будем с самых азов, которые, возможно,  многим знакомы. Но мы будем двигаться быстрыми темпами и совсем скоро перейдём к более интересным и сложным темам.

А вам знакома ваша профессиональная терминология?

Сегодняшний наш урок посвящён терминологии. Вы заметили, как я к вам обратилась в самом начале нашей встречи? Я назвала вас web-райтерами, хотя многие из вас привыкли называть себя копирайтерами, и такие слова, как web-райтинг, content-райтинг  многим даже незнакомы. А ведь вы просто обязаны понимать смысл этих терминов. Почему?

1.       Для того чтобы не попасть впросак, общаясь в профессиональных сообществах и на форумах (о том, нужно ли вам вообще участвовать в таких системах, мы поговорим позже).

2.       Для того  чтобы не выглядеть в глазах заказчика не профессионалами.

3.       Для того чтобы чётко понимать то, чем вы занимаетесь, и кем вы на самом деле являетесь.

Итак, надеюсь, что у меня получилось убедить вас в том, что знание терминов вам необходимо, а теперь перейдём к самому главному.

Терминология в web-райтинге

Все термины, которыми вам предстоит пользоваться, можно условно подразделить на 2 категории:

1.       Термины, определяющие специализацию автора;

2.       Термины, определяющие тип текстов, в написании которых специализируется автор.

Все эти термины (а вернее, самые распространённые из них) я представила в табличке, для того чтобы вы легче могли в них ориентироваться:

Термины

Термины, определяющие специализацию автора

Термины, определяющие тип текстов, в написании которых специализируется автор

Копирайтер

Продающие тексты и все типы рекламных текстов

Web-райтер

Статьи для сайтов

Content-райтер

Тексты для сайтов

Рерайтер

Рерайт

 

Что вы пишете: статьи или тексты?

Как вы видите, терминов не так много, но наверняка многие из вас уже в недоумении смотрят на эту табличку и безрезультатно пытаются понять разницу между такими понятиями, как: тексты для сайтов и статьи для сайтов. Разъяснением этих терминов мы сейчас и займёмся.

Не удивлюсь, если вы привыкли все тексты, которые просит написать заказчик, называть статьями. По сути же само слово «статья» является журналистским термином. Статья – это один из жанров публицистического стиля. Главными отличительными чертами статьи является наличие анализа и выводов автора.

А теперь посмотрите на все свои «статьи», которые вы писали. В каждой ли из них присутствует анализ? Все ли ваши «статьи» завершаются индивидуальной авторской оценкой? Присутствуют ли в ваших «статьях» выводы? Если хоть одного из этих элементов в ваших «статьях» нет, значит, это не статьи! «А что же это тогда?» – спросите вы. А «это» не что иное,  как обычный текст. Текст может быть рекламным, продающим, описательным… Но о типах текстов мы поговорим немного позже.

В чём разница между рекламным и продающим текстом?

С какими ещё терминами у вас возникли сложности? Позвольте мне угадать: вы не можете понять разницу между рекламным и продающим текстом. Так вот, продающий текст является одной из разновидностей рекламных текстов. На тему рекламных текстов, их видов и принципов составления мы очень подробно будем говорить, но немного позже.

Авторов рекламных текстов называют копирайтерами. Это не русский термин и означает он профессию человека, занимающегося составлением именно рекламных текстов!

Копирайтер – автор рекламных текстов!!!

Вот в этом и заключается разница между копирайтером и другими «райтерами».  Я бы, конечно, могла назвать вас копирайтерами в самом начале нашего урока, но я не уверена, что все вы специализируетесь на составлении рекламных текстов. Зато я уверена, что все вы пишите тексты для сайтов, а значит, назвав вас web-райтерами или content-райтерами, я не ошибусь.

 

Web-райтер и content-райтер

Теперь давайте разберёмся в понятиях «web-райтер» и «content-райтер». Разница между этими терминами заключается в том же, в чём заключается разница между статьёй и текстом. Content-райтер – это человек, который составляет обычные тексты на сайт. Это тексты на главную страницу сайтов, тексты на страницу «услуги», тексты – описание товаров. В общем,  все те тексты, которые нельзя назвать статьями, но не рекламные тексты. Ведь мы уже знаем, что рекламные тексты пишут копирайтеры. Ну, а web-райтер – это человек, специализирующийся на составлении именно статей для сайтов.

Рерайт, рерайтинг, рерайтер

Поздравляю вас! Самая сложная часть нашего урока завершена. Нам осталось разобраться с двумя совсем простенькими терминами. Это термины рерайтер и рерайт. Не сомневаюсь, что абсолютному большинству из вас эти термины известны, ведь большинство авторов начинают свою карьеру именно с рерайта.  Но не поговорить об этом я не могла.

Итак, рерайт – это текст-изложение, т.е. текст, переписанный с исходника, найденного в любом источнике информации. Процесс создания такого текста именуется «рерайтингом», ну, а человек, создающий рерайт, носит гордое имя – рерайтер!

Ну вот, это основные термины, которые просто обязан знать любой автор, создающий свои шедевры для интернет – ресурсов. НО! Есть ещё один термин, которым очень безграмотно пользуются многие авторы, да и заказчики. И этот термин «копирайт».

Никогда не называйте свой текст «копирайт»!!!

«Копирайт» - это авторское право, и ничего общего с рекламными текстами этот термин не имеет. Запомните это раз и навсегда!

Устали? Я - очень… Но начинать всегда сложно, как говорится: «Тяжело в учении, легко в бою». Наш первый урок подошёл к концу. Наверняка многим из вас эта информация уже была знакома, но  если вы узнали хоть один новый для себя термин, это уже значит, что мой труд не напрасен!

Приятные новости

А напоследок несколько приятных известий:

Известие №1. Не каждый раз вам придётся напрягать своё зрение и читать весь тот объём информации, который я вам преподношу. Время от времени текстовые материалы будут разбавляться аудиозаписями. Думаю, такой формат вам будет удобнее и легче воспринимать.

Известие №2.  На следующем уроке мы поговорим об основных принципах составления текстов. Вы узнаете, как облегчить себе задачу при написании текстов, как сделать свои тексты информативнее, содержательнее и интереснее. А освоив эти навыки, вы сможете угодить своим заказчикам и претендовать на более высокую оплату своих услуг.

На этой ноте я с вами прощаюсь, желаю вам творческих успехов. До скорой встречи на следующей неделе. С вами была Алёна Николаева, ваш проводник к вершине карьерной лестницы.